Расширенный поиск Велосипеды
  • Название:
  • Артикул:
  • Тип:
  • Пол:
  • Область применения:
  • Амортизация:
  • Складной:
  • Диаметр колес:
  • Материал рамы:
  • Тормоза:
  • Производитель:
Велозапчасти
Велокомпоненты

Велоаксессуары



Расписание работы магазина
пн- пт с 10-00 до 20-00
сб с 11-00 до 19-00
вск с 11-00 до 19-00

>> Статьи >> Обзор современных велосипедов

1. Дорожный велосипед (Citybike)

Это закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, колеса диаметром 28 дюймов (обычно 622x37, 40мм), несъемные грязевые щитки, прочный багажник, цепь, обычно закрытая специальным кожухом. Посадка на таком велосипеде почти вертикальна. Такой велосипед не предназначен для длительных поездок и поездок по бездорожью. Раньше, как правило, он имел одну передачу. Однако в последнее время (на западе это не новшество) появилось много моделей, оснащенных механизмами переключения передач, причем обычно планетарными втулками, хотя иногда встречаются и обычными механизмами переключения передач. Это 3х-4х-7ми-скоростные втулки, например Shimano Nexus (трехскоростные уже практически не встречаются), Sachs сделали попытку производить 12-ти-скоростную (Elan), но впоследствии отказались от этого. Такие втулки часто бывают совмещены с тормозами, то есть торможение производится вращением педалей назад, как на обычном дорожном велосипеде. Переключение происходит внутри при помощи набора шестеренок, причем переключать передачи можно стоя на месте. Главный их недостаток — большой вес, а для трех- и четырехскоростных втулок — большой шаг между передачами, доходящий до 35%. Использование передач существенно расширяет возможности данного типа велосипедов.
 

2. Горный велосипед (MTB, mountain bike)

Это велосипеды с очень прочной и достаточно легкой рамой, со специальной геометрией. Часто отсутствует провис каретки, то есть каретка находится не ниже линии, соединяющей оси колес. Из этого следует, что MTB имеет увеличенный дорожный просвет. Для той же цели используют уменьшенный диаметр ведущих и, соответственно, ведомых звездочек. Это позволяет при езде по сильно пересеченной местности не задевать ведущими звездочками и шатунами за препятствия. Так же применяются прочные обода, иногда двухстенные и даже трехстенные, из легких сплавов, часто пистонированные, мощные покрышки (диаметр колес обычно 26 дюймов, 559x44…57 мм). Велосипед имеет передний и задний переключатель скоростей, рукоятки переключателей находятся на руле. Данные велосипеды имеют от 18 до 27 передач. Эти велосипеды предназначены для езды в особо тяжелых условиях: по горам, камням, грязи, снегу, песку, и столь широкий выбор передач предназначен для выбора нужной в зависимости от условий езды, а также плавного перехода от одного передаточного отношения к другому.

Так же отличительной чертой MTB является их тормозная система. Она, в отличие от клещевых систем на шоссейных и дорожных велосипедах, консольная. Консоли тормозных рычагов приварены к раме и вилке. На них непосредственно монтируются тормозные рычаги с тормозными колодками. Их "вывернутая" наружу компоновка обеспечивает достаточно высокие грязевые просветы, позволяя колесу беспрепятственно вращаться в раме и вилке в условиях сильного загрязнения. С другой стороны, ход колодок при этом не является перпендикулярным к ободу, что приводит к разрегулировке по мере истирания колодок. Для исправления положения дел в дорогих моделях используются механизмы с параллельным прижатием колодок. Например, Shimano делает параллелограммные рычаги, а Avid для этой цели использует арку с шарниром посередине. Такая система выглядит похоже на бустер, но им естественно не является. В последнее время стали появляться тормоза с гидравлическим приводом, который обеспечивает плавное, легко дозируемое, и в то же время мощное торможение. Для этих же целей, а также для снижения износа тормозов и независимости от грязи стали применяться и дисковые тормоза, в линейке моделей Shimano они распространены уже на 4 верхних группы из 8, хотя в них сохранились и традиционные консольные тормоза.

Специальная конструкция переднего и заднего переключателей с мощными возвратными пружинами и конструкция ведущих и ведомых звездочек, имеющих разнообразную форму зубьев и специальные уступы и рампы для переходов цепи, а так же улучшенные цепи позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок как вверх, так и вниз. Уменьшенный размер ведущих и малых ведомых звездочек способствует расширению диапазона передач.

Горные велосипеды могут быть как без амортизаторов в подвеске, с передним амортизатором, так и с двумя амортизаторами. Кроме того, существуют еще велосипеды с "полужесткой" подвеской сзади (см. ниже).

Самый обычный горный велосипед без амортизаторов (Rigid). Часто имеет хромомолибденовую раму иногда с баттингом, изредка, алюминиевую, в более дешевых моделях — стальную типа hi-ten. Обычно оснащается оборудованием начального или среднего класса. Вполне применим для поездок по шоссе, грунтовым дорогам умеренной разбитости. В последнее время таких велосипедов становится все меньше, наличие хоть какого-нибудь амортизатора в передней вилке на горном велосипеде становится нормой. На фотографии Scott Rockwood (2000).
Хардтейл (Hardtail) — горный велосипед с передним амортизатором и классической рамой. Такие велосипеды имеют хорошую раму из высоколегированной стали, обычно с баттингом, но чаще из алюминиевых сплавов. Уровень оборудования может варьироваться в широких пределах, от начального, на велосипедах безымянных китайских производителей, до профессионального, на верхних моделях именитых фирм. На фотографии Schwinn MOAB A1 (2000).
Софттейл (Softtail) — горный велосипед с передним амортизатором, но со специальной рамой, верхние перья задней вилки которой имеют специальную геометрию (обратите внимание на фото), обеспечивающую некоторую мягкость в подвесе заднего колеса. Иногда вместо таких перьев вставляются короткоходные амортизаторы. Рамы (или их части) таких велосипедов изготавливаются из высокогибких материалов. На фотографии Ritchey Plexus WCS (1999).
Двухподвесочный велосипед (Full-suspension) — горный велосипед со специальной конструкцией рамы, связанной с амортизационной подвеской обоих колес. Для многодневного туризма малопригоден по причине невозможности установки нормального багажника. Имеет достаточно большой вес. Иногда встречается продукция по ценам ниже бесподвесочных машин, но и содержание у них бывает соответствующее. На фотографии Merida Dominator (2000).

 

3. ATB (All Terrain Bike, вседорожный велосипед)

По сути это недорогой горный велосипед, имеющий колеса 24 или 26 дюймов. Как правило имеют 15-21 передач.
 

4. Гибрид (Hybrid)

Отчасти новый для российского велосипедиста тип. Это велосипед с колесами 28 дюймов (622х32…44), с прочной рамой, имеющей геометрию и компоновку близкую к горному велосипеду, но несколько облегченную и с более высокой посадкой. Большинство узлов и агрегатов — переключатели скоростей, тормозная система так же взяты от него, хотя часть оборудования может быть специализированной (Shimano Nexave, C201, C101, C050). В последнее время появилась отчетливая тенденция ставить на такие велосипеды амортизационную вилку, обычно короткоходную, с ходом около 40 мм.

Иногда даже встречаются модели с амортизационной подвеской заднего колеса, например целая серия Scott Tacoma. Часто имеется багажник, грязевые щитки, "рога" на руле и другие вспомогательные агрегаты. Очень часто рамы таких велосипедов изготавливаются из легированных хромомолибденовых сталей и алюминиевых сплавов. Данный тип велосипедов хорошо подходит для дальних путешествий, прочная рама и надежное оборудование позволяет передвигаться по дорогам с разным типом покрытий вплоть до плохих грунтовок с приличной скоростью. Как правило, такие велосипеды имеют от 18 до 27 скоростей. Что-то типа наших велосипедов "Турист", "Спутник", но по своим эксплуатационным характеристикам, таким как прочность и ходовые качества, безусловно, значительно лучше. При массе достоинств наши магазины очень неохотно продают этот тип велосипедов, что, по-видимому, связано с большей ценой по сравнению с горными велосипедами при одинаковом уровне навески и, главное, с нежеланием расширять ассортимент. На фотографии Scott Atacama Sport (2001).
 

5. Туринг (Touring, туристический велосипед)

Этот тип велосипеда является шагом к шоссейному велосипеду. Правда встречается достаточно редко и часто не выделяется в отдельную группу. Это велосипед с колесами 27…28 дюймов (622х32…37), внешне очень похож на шоссейный велосипед, с нисходящим рулем ("бараньи рога"). Отличается от него более прочными колесами и рамой, обычно более длинной, что повышает управляемость и плавность хода, главное же отличие — широкий диапазон переключения передач, от горного велосипеда. Советские велосипеды типа "Турист", "Спутник" можно было бы называть как гибридами, так и турингами.
 

6. Шоссейный (гоночный) велосипед (Road bike)

Колеса, как правило, 27 дюймов (кроме специальных велосипедов). Изменениям по сравнению с советским периодом подверглись отдельные узлы и агрегаты: система переключения скоростей, тормозная система, появились клинчерные колеса. В этих колесах применяются очень узкие покрышки и камеры вполне традиционной конструкции, это избавляет велосипедиста от мучений связанных с заменой однотрубок, не говоря о значительно более редких проколах. Преимущество шоссейных велосипедов в полной мере проявляется, соответственно, на шоссе, появляется возможность ехать значительно быстрее и дальше.

На гладком асфальте при одинаковых энергозатратах можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на дорожном или горном велосипеде, на крупнозернистом преимущество существенно меньше. Как правило, имеют от 12 до 27 скоростей (спереди обычно ставится только две звезды, хотя и три не является редкостью). В производстве рам широко применяются стальные, алюминиевые, титановые сплавы и композиты. Но для многодневного туризма под рюкзаком такие велосипеды имеют ограниченную применимость — ставить багажник (кроме, может быть, легенького) на такой велосипед не стоит и, по крайней мере, при этом выезжать за пределы асфальта. На фотографии Scott Road Comp (2001).

Все выше перечисленные велосипеды являются утилитарными, на которых можно нормально ездить по дорогам общего пользования, в том числе и грунтовым, на приличные расстояния, то есть, можно сказать, что они пригодны для велотуризма. Существуют и другие типы велосипедов, более специфические, они перечислены ниже.
 

7. Трековый велосипед

Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов, колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет в принципе. Колеса, как правило, 27 дюймов, хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль — "бараньи рога".
 

8. Фрирайдный (Freeride) и даунхильный (Downhill) велосипеды

И те, и другие формально являются горными велосипедами, но если на фрирайдном велосипеде можно нормально ездить по обычным дорогам, по сути, это несколько усиленный двухподвес, то двухподвесочный велосипед для даунхила — это тяжеленный монстр, езда на котором по ровной местности — тяжелый труд.
 

9. Складной и детский велосипеды

Тут можно лишь сказать, что обычно это совсем простые велосипеды, названия которых говорят сами за себя. Складные велосипеды иногда бывают многоскоростными, что, впрочем, не очень улучшает их ездовые качества.
 

10. Велосипеды для триала и фристайла (BMX)

По сути это велосипед для выполнения разнообразных трюков, так сказать заменитель скейтборда.

Все эти типы велосипедов (7—10), на мой взгляд, совершенно не годятся для туризма в любых его видах. Правда, в какой-то степени исключением могут считаться складные велосипеды, особенно многоскоростные. На них вполне можно совершать относительно небольшие поездки-прогулки.

 


 


Другие интересные материалы:
Вредные советы при тюнинге Вашего скутера
Вредные советы при тюнинге Вашего скутера

Всем свойственно ошибаться Хочешь - не хочешь, но людям свойственно...
Зимний велосипед поможет не впасть в спячку
Зимний велосипед поможет не впасть в спячку

Большинство маунтинбайкеров, с грустью встречают приход осени и следующей...
Квадрациклы
Квадрациклы

Любите экстремальный и активный отдых? Азарт и хорошее времяпровождение?...
Женские велосипеды – история и современность
Женские велосипеды – история и современность

Велосипед, безусловно, одно из самых полезных и удивительных изобретений...