Расширенный поиск Велосипеды
  • Название:
  • Артикул:
  • Тип:
  • Пол:
  • Область применения:
  • Амортизация:
  • Складной:
  • Диаметр колес:
  • Материал рамы:
  • Тормоза:
  • Производитель:
Велозапчасти
Велокомпоненты

Велоаксессуары



Расписание работы магазина
пн- пт с 10-00 до 20-00
сб с 11-00 до 19-00
вск с 11-00 до 19-00

>> Статьи >> Новое поколение выбирает скутер

Эти небольшие динамичные машинки – нынешняя примета многих крупных городов даже самых, что ни на есть автомобильных стран. Проворные и юркие, немилосердно жужжащие, они стали такой же неотъемлемой частью городского пейзажа, как потоки легковых машин, солидные автобусы и развозные грузовички. Более того, для современного молодого человека они столь же необходимы, как джинсы, плеер и компьютер. Старшему поколению это средство передвижения знакомо как мотороллер. Но нынешняя волна фанов предпочитает другой термин, столь же броский, как и сама машинка, – скутер!

Сама фирма характеризует ее как "стэйшн-вэгон на двух колесах" – столь
обильно она оснащена запираемыми багажными отделениями. 50-кубовый
двухтактный двигатель имеет жидкостное охлаждение.

За свою долгую жизнь (насчитывающую, между прочим, почти полную сотню лет) мотороллер переживал времена взрывной популярности и периоды почти полного забвения. Еще в самом начале века создателям первых мотоциклов пришла в голову гениальная идея – сдвинуть двигатель к заднему колесу, а на освободившемся пространстве сделать большой проем, облегчающий посадку. Так родилась машина не для "верховой езды", как все мотоциклы со времен Готтлиба Даймлера, а скорее, типа движущегося кресла на колесах. Несмотря на очевидные выгоды, идея не вызвала энтузиазма – любой моторный экипаж рассматривался в ту пору более всего как спортивный снаряд и не без причины – укрощение тогдашней машины, с жесткой подвеской требовало почти полного слияния с ней. Понятия "комфорт" и "моторный экипаж" были настолько далеки друг от друга, что казались взаимоисключающими. Но технический прогресс вноспил свои коррективы и поправки на время.

На приборном щитке "Априлии-Гулливер" – спидометр,
контрольные лампы, указатели уровня топлива и
температуры охлаждающей жидкости, а также часы.

Пытливые и не обремененные излишними финансами умы задались целью создать машину, по уровню комфорта приближающуюся к автомобилю, а по стоимости сравнимую с мотоциклом. Так старое "кресло на колесах" обзавелось внушительными облицовками, защищающими седоков как от дорожной грязи, так и от брызгающего с двигателя масла. Колеса уменьшились в размере, машина стала компактнее. Признание скутера состоялось где-то в 10-х–20-х годах нашего века – то был первый мотороллерный бум.
Первый, но не последний. Второй – в 50-е годы. Некоторые западные журналисты, хватаясь за голову при виде неисчислимых стай мотороллеров на городских улицах, делали тогда скороспелые прогнозы: дескать, в скором времени они вытеснят все прочие двухколесные машины. Междк тни популярность мотороллеров потихоньку пошла на спад и "виной" тому стал рост благосостояния в Европе: кому хотелось комфорта – меняли свои "веспы" на "фиатики", навсегда прощаясь с непогодой и... молодостью.

 

Мотороллер на больших 16-дюймовых колесах –
50-кубовая "Хонда Скай" выпускается итальянским
филиалом концерна.
"Ямаха-Бриз" изготовлена не в Японии, а во Франции:
двухтактный двигатель – 50-кубовый, максимальная
скорость ограничена 45 км/ч.
Еще один "перевертыш" – изготовлен на Тайване,
продается в Европе под маркой итальянской компании
"Каджива-Сити 50".

Скутер вновь выскочил на сцену, как чертик из коробочки, в середине 70-х годов. На этот раз его "возродителями" стали инженеры японской фирмы "Ямаха", возмечтавшие открыть новую, экзотическую категорию потребителей – домохозяек. Что нужно для женщин, отправляющихся за покупками? Недорогая машинка, простая и максимально нетребовательная, чтобы было куда груз положить и при этом не испачкаться. Рисуем: два небольших колеса, мотор под сиденьем, щиточек спереди, трансмиссию поставим автоматическую... Что-то знакомое вырисовывается!
Современный скутер давно уже привлекает не одних только домохозяек, но кое-какие принципы, роднящие его с "прародительницей" "Ямахой-Пассат" 1976 года, дожили до наших дней. И прежде всего исключительная простота управления, выгодно отличающая его и от "обычных" мотоциклов, и от мотороллеров прошлых времен. Никакой возни с передачами, краниками и прочим хламом! Большой палец правой руки удобно ложится на красную кнопку электрозапуска, при первых оборотах начинает работать бензонасос, срабатывает автоматическое стартовое устройство карбюратора, и мотор оживает! Столь же проста и процедура троганья с места: надо всего-навсего повернуть рукоятку газа. Автоматическое центробежное сцепление само соединит двигатель и трансмиссию при наборе оборотов, а автоматический же клиноременный вариатор подберет наивыгоднейшее передаточное отношение. Обратите внимание еще на то, что правый рычаг на руле приводит в действие передний тормоз, левый – задний, кнопочка слева – это сигнал, а рычажок над ним переключает указатели поворота. На этом можете считать начальный курс молодого скутериста пройденным.

Может быть, вам интересна и внутренняя начинка современного мотороллера? Не проблема – пластиковые панели легко отстегиваются, обнажая его "механику". Перед задним колесом установлен двигатель – обычно одноцилиндровый двухтактный. Почти 80% всех ныне выпускаемых в мире мотороллеров имеют мотор с рабочим объемом 50 смз – в этом случае не требуется водительских прав не надо и регистрировать машину. Впрочем, немало делают и 125-кубовых скутеров (часто с четырехтактным двигателем), и даже 250-кубовых "дорожных крейсеров". Главная изюминка конструкции мотороллера – солидный коробчатый рычаг задней подвески, в котором прячется автоматический клиноременный вариатор. Рычаг жестко соединен с двигателем, и вся эта комбинация качается, опираясь на одну амортизаторную стойку. Передняя подвеска – либо короткорычажная, либо – с телескопической вилкой. Передний тормоз дисковый (барабанный лишь на самых дешевых моделях), а задний, как правило, барабанный.
Самый популярный в мире мотороллер – это, безусловно, "Веспа". Более 15 миллионов этих машин, изготовленных по лицензиям и без оных (помните "Вятку"?), было выпущено за полвека. И сейчас "Веспа" выпускается не только в родной Италии, но и в Индии, Индонезии, Испании. Конструкция "Веспы" несколько отличается от описанной выше – она снабжена четырехступенчатой коробкой передач (передачи переключают вращением левой рукоятки руля), несущая облицовка – стальная. В сентябре 1996 года дебютировала совершенно новая "Веспа", уже с вариатором, но по-прежнему с несущей стальной облицовкой.

 

Новинка крейсерского класса - "Ямаха-Маджести"
250-кубовый четырехтактный двигатель
мощностью 20 л.с. разгоняет машину до 120 км/ч.
Несравненная "Хонда-Фьюжн" с годами становится
только популярнее. 20-сильный четырехтактный 250-кубовый
двигатель имеет жидкостное охлаждение, и этот
монстр массой 155 кг с легкостью набирает
скорость 120 км/ч.

Всего несколько лет назад достаточно было сказать "мотороллер" – и сразу было понятно, что это за машина и для чего предназначена. Но в наши дни и мотороллеры начали подразделять в зависимости от назначения. Самая распространенная группа – это, конечно, утилитарные городские машины. Диапазон их исполнения достаточно широк – от крайне простых, изготовляемых в Индии и Китае (порой не имеющих вообще ни вариатора, ни коробки передач), до вполне высокотехнологичных из Европы, Японии и Тайваня. Несколько особняком в этой группе стоят мотороллеры на "больших" (по мотороллерным меркам) 16-дюймовых колесах, более удобных, когда в пути встречаются выбоины, бордюры и прочие городские сюрпризы. Впрочем, с технической точки зрения все их отличие колесами и заканчивается.
Другая группа – мотороллеры спортивного характера – очень привлекает молодежь. Они имеют форсированные двигатели (нередко с жидкостным охлаждением), более жесткое шасси, непременную переднюю телескопическую вилку модного перевернутого типа, низкопрофильные бескамерные шины с шоссейным рисунком. На таких мотороллерах проводят самые настоящие гонки, весьма популярные в Японии и Западной Европе. Естественно, спрос родил предложение – специальные тюнинговые фирмы предлагают комплекты для доводки двигателей и ходовой части до спортивных стандартов.
Может быть, словосочетание "внедорожный мотороллер" покажется несколько странным, но эта группа в последнее время пользуется огромной популярностью. Как правило, технически эти машины очень сходны с мотороллерами спортивного профиля, но колеса их оснащены широкопрофильными шинами с развитыми грунтозацепами.
Настоящий хит сезона – мотороллеры в ретро-стиле, напоминающие своими обводами машины славных пятидесятых годов. А под старомодными облицовками – такая же "начинки", как и у прочих современных скутеров.
Мотороллеры крейсерского класса – немногочисленная, но весьма заметная группа. Собственно, к ней можно отнести лишь три модели – итальянский "Пьяджо-Хексагон" с двухтактными двигателями рабочим объемом 125 или 150 смз и японские "Хонда-Фьюжн" и "Ямаха-Маджести" – обе с четырехтактными 250- кубовыми моторами. "Крейсеры" отличаются растянутой базой, комфортабельной посадкой водителя и пассажира (с мотоциклами-чопперами их роднит двухуровневое седло и высокие рога руля). Такие машины хороши не только в городе, но и на автостраде (максимальная скорость – до 120 км/ч).
Кто и где делает мотороллеры? Традиционно две "великие мотороллерные державы" занимаются этим делом уже полвека – Италия (наиболее известные компании – "Пьяджо", крупнейший производитель двухколесной мототехники в Европе, а также "Априлия", "Бетамотор", "Италджет", "Малагути") и Япония ("Хонда", "Ямаха" и "Сузуки"), в мотороллерной истории которой был, правда, почти десятилетний перерыв в конце 60-х – первой половине 70-х годов.

Издавна чрезвычайно популярен мотороллер в Индии: "Баджадж" делает копии "Веспы" и "Бенелли", а недавно показал машины собственной разработки. Копию "Веспы" выпускает также ЛМЛ. В свое время Индия купила оборудование для производства популярной тогда "Ламбретты". Сейчас появляются и более современные конструкции как японского происхождения, так и собственной разработки. В число "великих скутерных держав" активно пробиваются также Тайвань (наиболее известны марки "Кимко", ПГО, "Сим") и Китайская Народная Республика, выпускающая в основном по японским лицензиям, широчайшую гамму скутеров – от довольно примитивных до весьма современных. В Европе наряду с Италией большое количество мотороллеров делают во Франции (компания "Пежо" и филиал "Ямахи" МБК), Испании ("Дерби" и несколько филиалов японских компаний) и Германии ("Симсон").
На улицах российских городов легковой мотороллер совсем уж было вымер после того, как два наших завода – в Вятских Полянах и Туле – прекратили их производство. Но сейчас скутер можно встретить у нас все чаще и чаще благодаря дешевому "секонд-хэнду" из Японии. Проявляют интерес к нашему рынку и зарубежные компании. Возникают даже проекты сборки мотороллеров в России из импортируемых комплектов. Так что этот "самый немотоциклетный мотоцикл" может завоевать популярность у тех, кому нужна городская лошадка – маленькая, послушная и стильная.

Александр ВОРОНЦОВ,
обозреватель журнала "Мото"


Другие интересные материалы:
Fury
Fury

В прошлом году компания Honda представила на выставке мото техники...
Велосипед складной – купить и забыть о пробках
Велосипед складной – купить и забыть о пробках

Складной велосипед представляет собой модификацию городского велосипеда, но...
Детский велосипед с ручкой – от коляски к велосипеду
Детский велосипед с ручкой – от коляски к велосипеду

  Дети растут очень быстро и ребенок, который совсем недавно не мог...
Выбор велосипеда
Выбор велосипеда

Выбирая велосипед надо знать, что это очень важный и ответственный момент....