Расширенный поиск Велосипеды
  • Название:
  • Артикул:
  • Тип:
  • Пол:
  • Область применения:
  • Амортизация:
  • Складной:
  • Диаметр колес:
  • Материал рамы:
  • Тормоза:
  • Производитель:
Велозапчасти
Велокомпоненты

Велоаксессуары



Расписание работы магазина
пн- пт с 10-00 до 20-00
сб с 11-00 до 19-00
вск с 11-00 до 19-00

>> Статьи >> Новое поколение выбирает скутер

Эти небольшие динамичные машинки – нынешняя примета многих крупных городов даже самых, что ни на есть автомобильных стран. Проворные и юркие, немилосердно жужжащие, они стали такой же неотъемлемой частью городского пейзажа, как потоки легковых машин, солидные автобусы и развозные грузовички. Более того, для современного молодого человека они столь же необходимы, как джинсы, плеер и компьютер. Старшему поколению это средство передвижения знакомо как мотороллер. Но нынешняя волна фанов предпочитает другой термин, столь же броский, как и сама машинка, – скутер!

Сама фирма характеризует ее как "стэйшн-вэгон на двух колесах" – столь
обильно она оснащена запираемыми багажными отделениями. 50-кубовый
двухтактный двигатель имеет жидкостное охлаждение.

За свою долгую жизнь (насчитывающую, между прочим, почти полную сотню лет) мотороллер переживал времена взрывной популярности и периоды почти полного забвения. Еще в самом начале века создателям первых мотоциклов пришла в голову гениальная идея – сдвинуть двигатель к заднему колесу, а на освободившемся пространстве сделать большой проем, облегчающий посадку. Так родилась машина не для "верховой езды", как все мотоциклы со времен Готтлиба Даймлера, а скорее, типа движущегося кресла на колесах. Несмотря на очевидные выгоды, идея не вызвала энтузиазма – любой моторный экипаж рассматривался в ту пору более всего как спортивный снаряд и не без причины – укрощение тогдашней машины, с жесткой подвеской требовало почти полного слияния с ней. Понятия "комфорт" и "моторный экипаж" были настолько далеки друг от друга, что казались взаимоисключающими. Но технический прогресс вноспил свои коррективы и поправки на время.

На приборном щитке "Априлии-Гулливер" – спидометр,
контрольные лампы, указатели уровня топлива и
температуры охлаждающей жидкости, а также часы.

Пытливые и не обремененные излишними финансами умы задались целью создать машину, по уровню комфорта приближающуюся к автомобилю, а по стоимости сравнимую с мотоциклом. Так старое "кресло на колесах" обзавелось внушительными облицовками, защищающими седоков как от дорожной грязи, так и от брызгающего с двигателя масла. Колеса уменьшились в размере, машина стала компактнее. Признание скутера состоялось где-то в 10-х–20-х годах нашего века – то был первый мотороллерный бум.
Первый, но не последний. Второй – в 50-е годы. Некоторые западные журналисты, хватаясь за голову при виде неисчислимых стай мотороллеров на городских улицах, делали тогда скороспелые прогнозы: дескать, в скором времени они вытеснят все прочие двухколесные машины. Междк тни популярность мотороллеров потихоньку пошла на спад и "виной" тому стал рост благосостояния в Европе: кому хотелось комфорта – меняли свои "веспы" на "фиатики", навсегда прощаясь с непогодой и... молодостью.

 

Мотороллер на больших 16-дюймовых колесах –
50-кубовая "Хонда Скай" выпускается итальянским
филиалом концерна.
"Ямаха-Бриз" изготовлена не в Японии, а во Франции:
двухтактный двигатель – 50-кубовый, максимальная
скорость ограничена 45 км/ч.
Еще один "перевертыш" – изготовлен на Тайване,
продается в Европе под маркой итальянской компании
"Каджива-Сити 50".

Скутер вновь выскочил на сцену, как чертик из коробочки, в середине 70-х годов. На этот раз его "возродителями" стали инженеры японской фирмы "Ямаха", возмечтавшие открыть новую, экзотическую категорию потребителей – домохозяек. Что нужно для женщин, отправляющихся за покупками? Недорогая машинка, простая и максимально нетребовательная, чтобы было куда груз положить и при этом не испачкаться. Рисуем: два небольших колеса, мотор под сиденьем, щиточек спереди, трансмиссию поставим автоматическую... Что-то знакомое вырисовывается!
Современный скутер давно уже привлекает не одних только домохозяек, но кое-какие принципы, роднящие его с "прародительницей" "Ямахой-Пассат" 1976 года, дожили до наших дней. И прежде всего исключительная простота управления, выгодно отличающая его и от "обычных" мотоциклов, и от мотороллеров прошлых времен. Никакой возни с передачами, краниками и прочим хламом! Большой палец правой руки удобно ложится на красную кнопку электрозапуска, при первых оборотах начинает работать бензонасос, срабатывает автоматическое стартовое устройство карбюратора, и мотор оживает! Столь же проста и процедура троганья с места: надо всего-навсего повернуть рукоятку газа. Автоматическое центробежное сцепление само соединит двигатель и трансмиссию при наборе оборотов, а автоматический же клиноременный вариатор подберет наивыгоднейшее передаточное отношение. Обратите внимание еще на то, что правый рычаг на руле приводит в действие передний тормоз, левый – задний, кнопочка слева – это сигнал, а рычажок над ним переключает указатели поворота. На этом можете считать начальный курс молодого скутериста пройденным.

Может быть, вам интересна и внутренняя начинка современного мотороллера? Не проблема – пластиковые панели легко отстегиваются, обнажая его "механику". Перед задним колесом установлен двигатель – обычно одноцилиндровый двухтактный. Почти 80% всех ныне выпускаемых в мире мотороллеров имеют мотор с рабочим объемом 50 смз – в этом случае не требуется водительских прав не надо и регистрировать машину. Впрочем, немало делают и 125-кубовых скутеров (часто с четырехтактным двигателем), и даже 250-кубовых "дорожных крейсеров". Главная изюминка конструкции мотороллера – солидный коробчатый рычаг задней подвески, в котором прячется автоматический клиноременный вариатор. Рычаг жестко соединен с двигателем, и вся эта комбинация качается, опираясь на одну амортизаторную стойку. Передняя подвеска – либо короткорычажная, либо – с телескопической вилкой. Передний тормоз дисковый (барабанный лишь на самых дешевых моделях), а задний, как правило, барабанный.
Самый популярный в мире мотороллер – это, безусловно, "Веспа". Более 15 миллионов этих машин, изготовленных по лицензиям и без оных (помните "Вятку"?), было выпущено за полвека. И сейчас "Веспа" выпускается не только в родной Италии, но и в Индии, Индонезии, Испании. Конструкция "Веспы" несколько отличается от описанной выше – она снабжена четырехступенчатой коробкой передач (передачи переключают вращением левой рукоятки руля), несущая облицовка – стальная. В сентябре 1996 года дебютировала совершенно новая "Веспа", уже с вариатором, но по-прежнему с несущей стальной облицовкой.

 

Новинка крейсерского класса - "Ямаха-Маджести"
250-кубовый четырехтактный двигатель
мощностью 20 л.с. разгоняет машину до 120 км/ч.
Несравненная "Хонда-Фьюжн" с годами становится
только популярнее. 20-сильный четырехтактный 250-кубовый
двигатель имеет жидкостное охлаждение, и этот
монстр массой 155 кг с легкостью набирает
скорость 120 км/ч.

Всего несколько лет назад достаточно было сказать "мотороллер" – и сразу было понятно, что это за машина и для чего предназначена. Но в наши дни и мотороллеры начали подразделять в зависимости от назначения. Самая распространенная группа – это, конечно, утилитарные городские машины. Диапазон их исполнения достаточно широк – от крайне простых, изготовляемых в Индии и Китае (порой не имеющих вообще ни вариатора, ни коробки передач), до вполне высокотехнологичных из Европы, Японии и Тайваня. Несколько особняком в этой группе стоят мотороллеры на "больших" (по мотороллерным меркам) 16-дюймовых колесах, более удобных, когда в пути встречаются выбоины, бордюры и прочие городские сюрпризы. Впрочем, с технической точки зрения все их отличие колесами и заканчивается.
Другая группа – мотороллеры спортивного характера – очень привлекает молодежь. Они имеют форсированные двигатели (нередко с жидкостным охлаждением), более жесткое шасси, непременную переднюю телескопическую вилку модного перевернутого типа, низкопрофильные бескамерные шины с шоссейным рисунком. На таких мотороллерах проводят самые настоящие гонки, весьма популярные в Японии и Западной Европе. Естественно, спрос родил предложение – специальные тюнинговые фирмы предлагают комплекты для доводки двигателей и ходовой части до спортивных стандартов.
Может быть, словосочетание "внедорожный мотороллер" покажется несколько странным, но эта группа в последнее время пользуется огромной популярностью. Как правило, технически эти машины очень сходны с мотороллерами спортивного профиля, но колеса их оснащены широкопрофильными шинами с развитыми грунтозацепами.
Настоящий хит сезона – мотороллеры в ретро-стиле, напоминающие своими обводами машины славных пятидесятых годов. А под старомодными облицовками – такая же "начинки", как и у прочих современных скутеров.
Мотороллеры крейсерского класса – немногочисленная, но весьма заметная группа. Собственно, к ней можно отнести лишь три модели – итальянский "Пьяджо-Хексагон" с двухтактными двигателями рабочим объемом 125 или 150 смз и японские "Хонда-Фьюжн" и "Ямаха-Маджести" – обе с четырехтактными 250- кубовыми моторами. "Крейсеры" отличаются растянутой базой, комфортабельной посадкой водителя и пассажира (с мотоциклами-чопперами их роднит двухуровневое седло и высокие рога руля). Такие машины хороши не только в городе, но и на автостраде (максимальная скорость – до 120 км/ч).
Кто и где делает мотороллеры? Традиционно две "великие мотороллерные державы" занимаются этим делом уже полвека – Италия (наиболее известные компании – "Пьяджо", крупнейший производитель двухколесной мототехники в Европе, а также "Априлия", "Бетамотор", "Италджет", "Малагути") и Япония ("Хонда", "Ямаха" и "Сузуки"), в мотороллерной истории которой был, правда, почти десятилетний перерыв в конце 60-х – первой половине 70-х годов.

Издавна чрезвычайно популярен мотороллер в Индии: "Баджадж" делает копии "Веспы" и "Бенелли", а недавно показал машины собственной разработки. Копию "Веспы" выпускает также ЛМЛ. В свое время Индия купила оборудование для производства популярной тогда "Ламбретты". Сейчас появляются и более современные конструкции как японского происхождения, так и собственной разработки. В число "великих скутерных держав" активно пробиваются также Тайвань (наиболее известны марки "Кимко", ПГО, "Сим") и Китайская Народная Республика, выпускающая в основном по японским лицензиям, широчайшую гамму скутеров – от довольно примитивных до весьма современных. В Европе наряду с Италией большое количество мотороллеров делают во Франции (компания "Пежо" и филиал "Ямахи" МБК), Испании ("Дерби" и несколько филиалов японских компаний) и Германии ("Симсон").
На улицах российских городов легковой мотороллер совсем уж было вымер после того, как два наших завода – в Вятских Полянах и Туле – прекратили их производство. Но сейчас скутер можно встретить у нас все чаще и чаще благодаря дешевому "секонд-хэнду" из Японии. Проявляют интерес к нашему рынку и зарубежные компании. Возникают даже проекты сборки мотороллеров в России из импортируемых комплектов. Так что этот "самый немотоциклетный мотоцикл" может завоевать популярность у тех, кому нужна городская лошадка – маленькая, послушная и стильная.

Александр ВОРОНЦОВ,
обозреватель журнала "Мото"


Другие интересные материалы:
Ремонт камеры монетой
Ремонт камеры монетой

Таким способом можно за 5 минут надёжно ликвидировать не то что...
Велотрансформеры Zigo vs. Chariot
Велотрансформеры Zigo vs. Chariot

Велотрансформеры все еще являются большой редкостью. Несложно догадаться,...
Несколько советов от продвинутых байкеров
Несколько советов от продвинутых байкеров

1.    При парковке на склоне необходимо парковаться передним...
Велосипеды Strida – покорители города
Велосипеды Strida – покорители города

 Велосипеды Strida – это, разработанные английским инженером М....